КГК посоветовал, как крутить педали белорусскому «Аисту»

Специалисты КГК в рамках контроля за выполнением поручений Александра Лукашенко по сохранению отечественного производства мотовелотехники проанализировали ситуацию на ООО «Мотовелозавод» и пришли к выводу, что требуются дополнительные вложения в предприятие. Но инвестиции должны быть «без оказания безвозвратных мер господдержки». Об этом идет речь в статье «Как крутить педали белорусскому „Аисту“?» в ведомственном журнале Комитета госконтроля.


Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Напомним, ООО «Мотовелозавод» было создано почти три года назад, после задержания основного акционера ОАО «Мотовело» Александра Муравьева. Новая компания под руководством бывшего главы столицы Николая Ладутько взяла в аренду у «Мотовело», которое стало банкротом, помещения, производственные линии, склады и наладило выпуск велосипедов и мототехники. «МотоВелоЗавод» — правопреемник не обязательств, а вида деятельности «Мотовело», подчеркивал Ладутько.

Учредителями «Мотовелозавода» выступили «Минск-Арена» и опытно-механический завод, главным акционером которого является Мингорисполком. По данным КГК, производственная деятельность «Мотовелозавода» была начата во многом за счет финансовых вложений из столичного бюджета. Эти средства предприятие в основном направило на приобретение комплектующих, произведенных в Китае, закупку готовых велосипедов, а также на оплату транспортных услуг, таможенных и иных расходов.

По результатам за 2017 год в работе предприятия наблюдается небольшая положительная динамика. В частности, объем промышленного производства вырос на 32,6% (произведено 49 тыс. велосипедов и 1170 единиц мототехники), рентабельность реализованной продукции — 9,1%, экспорт вырос на 57,9% (1,8 млн долларов).

На 1 января 2018 года на предприятии работало 76 человек, средняя зарплата за 2017 год составила 969,2 рубля.

На 2018 год планируемый модельный ряд представлен 80 наименованиями велосипедов (из них 41 городской, 21 горный, 18 детских) и 5 моделями мототехники.

Вместе с тем, как показали результаты контрольно-аналитических мероприятий, у предприятия сформировались значительные остатки готовой продукции, что привело к существенному недостатку оборотных средств. Это объяснялось в том числе сезонным спросом на продукцию.

В нынешних условиях у «Мотовелозавод» нет реальной возможности привлекать банковские кредиты для развития и модернизации производства из-за отсутствия имущества для передачи в залог: недвижимость арендована у ОАО «Мотовело», технологическое оборудование — у ЗАО «Мотовело Интер».

Финансовые ресурсы, вырученные от текущей хозяйственной деятельности, не позволяют предприятию обеспечить развитие его производственного потенциала.

Чтобы покрыть недостаток оборотных средств, «Мотовелозавод» был вынужден обратиться в Мингорисполком по поводу неперечисления в городской бюджет в полном объеме чистой прибыли предприятия, полученной по итогам работы за 2016 год. Мэрия позволила перечислить в бюджет «только 20% чистой прибыли». Однако эта мера не позволила коренным образом улучшить финансовую ситуацию на предприятии.

Одним из направлений финансирования деятельности «Мотовелозавода» виделось привлечение заемных средств коммунальных организаций столицы. На заседании Мингорисполкома в феврале 2018 года было принято решение о согласовании договора займа, предметом которого является предоставление предприятию финансовых ресурсов КУП «Минсккоммунтеплосеть» в размере 2 млн рублей в целях пополнения собственных оборотных средств, в том числе на приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса, уплату платежей в бюджет. По мнению КГК, такой подход нельзя назвать в полной мере экономически обоснованным: выделение займа «Минсккоммунтеплосеть» ляжет дополнительной нагрузкой на предприятие реального сектора экономики, но не решит проблем «Мотовелозавода».

Отсутствие у предприятия собственного недвижимого имущества и оборудования приводит к существенным непроизводительным издержкам. «Арендованные основные фонды неэффективны, требуют значительных капитальных вложений. Вследствие критического износа необходима фактически полная замена оборудования», говорится в статье.

Для дальнейшего расширения производства рассматривается вопрос переноса производства мотовелотехники на территорию Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». В КГК такой вариант считают наиболее целесообразным. Но окончательное решение пока не принято.

В настоящее время велосипеды и мотоциклы собираются практически полностью из импортных комплектующих. Технологические процессы на «Мотовелозаводе» не отвечают критериям, предъявляемым к современной производственной деятельности, и состоят только из предсборочных операций механизированной обработки посадочных поверхностей, сборочных и регулировочных операций, упаковки, а также обкатки мотоциклов. При этом в структуре себестоимости производства «доля покупных сырья, материалов и комплектующих превышает 87%», подчеркивают специалисты КГК.

Для обеспечения эффективной производственной деятельности «Мотовелозавода» требуется комплексная модернизация, приобретение современного оборудования, материалов и инструмента. Однако на предприятии нет утвержденного бизнес-плана и стратегии его развития. КГК называет первоочередной задачей разработку стратегии развития производства ООО «Мотовелозавод» и сбыта востребованного объема мотовелотехники. КГК советовал подключить научно-технический потенциал предприятий Минпрома к созданию современных моделей велосипедов и мотоциклов. Кроме того, необходимо проработать «варианты привлечения инвестиций в развитие производства велопродукции без оказания безвозвратных мер господдержки и вложений в уставный фонд за счет бюджетных средств» и «определить наиболее подходящую производственную площадку», резюмировали контролеры.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий